Об алкоголе

22.03.2012

РБК daily Магазины duty free могут лишиться алкоголя

Магазины duty free направили в Федеральную антимонопольную службу обращение, в котором рассказали о сложностях при получении новых лицензий на закупку, хранение и поставку алкоголя. Дело в том, что требования Росалкогольрегулирования невыполнимы для складов, находящихся на территории аэро- и морских портов. Между тем продажа алкоголя обеспечивает магазинами duty free до 40% выручки.

В обращение организации «ОПОРА России» беспокоятся насчет нынешних требований Росалкогольрегулирования (РАР) к складским помещениям в аэропортах, морских вокзалах и других режимных объектах. Согласно правилам РАР, склады должны быть «изолированы от служебных, подсобных и других помещений капитальными стенами либо временными строительными перегородками высотой от пола до потолка складского помещения». Однако у оператора duty free нет права делать такую перепланировку. Это грозит не только расторжением договора аренды, но и уголовным преследованием, подчеркивается в письме «ОПОРА России».

Как следствие, из-за невозможности получить лицензию на хранение алкоголя может закрыться около трети магазинов duty free, считает председатель комиссии «ОПОРА России» по развитию беспошлинной торговли и торговли на транспорте Сергей Выходцев. Ассоциация операторов беспошлинной торговли нашла свой выход: она уже предложила вывести магазины duty free из-под действия невыполнимых норм, установленных Росалкогольрегулированием. ФАС пока не дало своего решения, пишет сегодня «Коммерсантъ».

Тем временем сейчас в России действуют 25 операторов беспошлинной торговли. Крупнейшие из них — это «Аэроферст», Heinemann и Dufry. Их совокупный оборот составляет почти 1 млрд долл. Однако некоторые уже свернули продажу алкоголя, например компания «Аэротрейдсервис». У нее есть склады в Шереметьево, Домодедово, а также аэропортах Самары и Архангельска.

Гендиректор «Трэвел Ритейл Санкт-Петербург» (управляет магазинами duty free в петербургском аэропорту Пулково) Александр Боровиков рассказал, что в магазинах беспошлинной торговли на продажи алкоголя обычно приходится до 40% оборота. Другие 40% выручки магазины получают от продажи парфюмерии, а остальные 20% — от торговли кондитерскими изделиями, аксессуарами и прочими товарами.

Между тем в пресс-службе РАР отметили, что исключают ситуацию, при которой на кого-то из участников алкогольного рынка распространяются нормы, а на кого-то нет. «Правила для всех одни, и мы несколько раз давали официальные разъяснения на этот счет. Более того, нашу позицию подтвердил суд», — констатируют в РАР.

РБК daily Росалкоголю дали год для наведения порядка на рынке и снижения доли контрафакта до 25%

Госмонополия на производство и оборот алкогольных напитков в России может быть введена уже с 2013 года. Представители «Единой России», ранее критиковавшие эту идею, теперь говорят о том, что подобная мера, поддерживаемая всеми оппозиционными фракциями, может быть реализована, если до конца 2012 года Росалкогольрегулирование не добьется существенного снижения объема контрафакта на рынке. Депутаты требуют довести его долю с нынешних 40—50 до 25%. Производителям крепкого алкоголя идея введения госмонополии категорически не нравится.

КТО ЗА ГОСМОНОПОЛИЮ

В предвыборный период предложения о введении в России в том или ином виде государственной монополии на производство или оборот спиртных напитков вошли в программы всех крупнейших оппозиционных партий, преодолевших 7-процентный барьер прохождения в парламент. Они объясняли это желанием получить дополнительные доходы в бюджет и заботой о здоровье нации.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов перед окончанием работы предыдущего созыва Думы даже внес законопроект о введении госмонополии на производство спирта. Документ предусматривал, что государство должно получить долю не менее 51% во всех спиртзаводах страны. Оппоненты назвали предложение популистским и техниче­ски нереализуемым. В частности, депутат от «Единой России» Виктор Звагельский — автор большин­ства «алкогольных» законопроектов, принятых прошлой Думой, утверждал, что госсобственность на спиртзаводы не является автоматической гарантией того, что руководители предприятий не будут участвовать в незаконных алкогольных схемах. «Введение госмонополии лишь создаст дефицит спирта и станет благодатной почвой для развития коррупционных схем», — говорил он в октябре 2011 года.

Другие оппозиционные партии также ратовали за госмонополию на алкорынке. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагал ввести госмонополию на алкоголь, табак и сахар, что, по его подсчетам, могло сформировать до 30% доходной части госбюджета. За алкогольную госмонополию выступал и вечный оппонент г-на Жириновского Геннадий Зюганов. Эту же идею неоднократно транслировал и глава Счетной палаты Сергей Степашин, сетовавший на то, что, несмотря на ежегодное повышение акциза, собираемость алкогольных денег в бюджет лишь сокращается при нынешнем засилье контрафакта.

СРОК ДЛЯ РОСАЛКОГОЛЯ

А в нынешней политической конфигурации, сложившейся в Госдуме, идею о введении госмонополии могут поддержать и представители «Единой России». Более того, как заявил РБК daily вновь избранный депутат Виктор Звагельский, «медведи» готовы возглавить этот процесс. «На самом деле мы не против госмонополии, — подчеркнул он. — Мне очень симпатична идея введения госмонополии на розничную торговлю алкоголем, реализуемая, например, в Финляндии. Там эта схема очень хорошо работает».

По словам депутата, ранее «Единая Россия» выступала против подобных предложений, потому что в подготовленных политическими оппонентами законопроектах не был прописан четкий и соответствующий Конституции и экономической ситуации в стране механизм перехода предприятий отрасли из частных рук в государственные. «В подобном законопроекте должно быть четко прописано, каким образом государство будет выкупать контрольные пакеты акций у частных компаний, — заявил Виктор Звагельский. — Но делать это можно лишь после того, как мы поймем, что вся нынешняя концепция госрегулирования алкогольного рынка провалилась».

Виктор Звагельский обозначил, что Дума готова дать регулятору в лице Росалкогольрегулирования (РАР) еще один год, по окончании которого алкогольный рынок страны должен быть зачищен от контрафакта с нынешних 40—50% до максимум 25%. В противном случае деятельность ведом­ства, созданного в 2009 году для наведения порядка в отрасли, будет признана неудовлетворительной, и законодатели приступят к подготовке введения алкогольной госмонополии. При этом депутат в беседе с РБК daily подчеркнул, что готов лично разработать подобный за­конопроект.

«С учетом сроков, которые обозначались при создании РАР для наведения порядка на алкогольном рынке, и с учетом тех почти неограниченных полномочий, которые были даны этому ведомству, у него остается ровно год, чтобы показать эффективность своей работы, — отметил г-н Звагельский. — Год — это максимум, что мы можем дать».

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПРОТИВ

Крупные производители крепкого алкоголя не скрывают своего негативного отношения к возможным изменениям правил игры на рынке. «Госмонополия в любой ее форме не решит проблем с нелегальным рынком, — уверен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. — На Украине есть монополия на производство спирта, но доля левого алкоголя там весьма высока. Кроме того, ряд форм госмонополии реализовать в наших условиях крайне затруднительно — например, это касается монополии на розничную торговлю».

По мнению г-на Доброва, те усилия, которые сейчас предпринимаются государством по легализации рынка, правильны и приносят свои результаты. «Абсолютно очевидно, что нелегальной алкогольной продукции стало меньше. Зачем в этой ситуации устраивать революцию?» — недоумевает он. При этом г-н Добров добавил, что достигнутый позитив может быть сведен на нет после роста ставки акциза в 2012—2014 годах и, как следствие, роста стоимости легальной продукции. «Если стандартная поллитровка будет стоить дороже 160 руб., однозначно будет резкий всплеск производ­ства левака и рост потребления суррогатов, — уверен эксперт. — И никакая госмонополия тут не поможет».

В РАР отказались от комментариев.

РБК daily . Жители Земли пьют все больше алкоголя.

Рост потребления алкогольных напитков в мире, начавшийся в 2010 году, продолжился и в году минувшем. Как следует из данных американского отраслевого журнала Impact, продажи ведущих брендов выросли за год в среднем на 2,5—3,5%, при этом рост отмечен практически во всех категориях алкогольных напитков. Основными драйверами роста остаются развивающиеся рынки, среди которых выделяются Индия и Китай, которые ежегодно потребляют все больше и больше спиртного. На их фоне диссонансом выглядят показатели большинства восточноевропейских брендов: ведущие марки Украины и Польши продемонстрировали значительное падение, в России, в частности, падали показатели брендов польской CEDC.

Наиболее популярными напитками по-прежнему остаются водка и виски. В сотне самых популярных напитков премиум-класса, представленных в свежем номере Impact, фигурируют 32 бренда виски и 23 марки водки. Характерно, что все мировые лидеры рынка виски, кроме Grant`s, продемон­стрировали впечатляющий рост, прибавив за год от 6 до 10%. В категории «скотч» самого заметного прогресса добилась марка William Lawson`s (Baccardi), увеличив продажи за год более чем на треть (35,3%), до 2,07 млн дал. Существенный вклад в успех бренда внесла и активность Baccardi в России: по данным мониторинга розничных продаж в Москве отраслевого агентства ЦИФРРА, William Lawson`s стал вторым по популярности виски на столичном рынке, заняв 12,35% рынка в денежном выражении и уступая лишь многолетнему лидеру — White Horse c долей 15,05% в Москве.

Заметным событием в водочной категории стало возвращение в топ-3 марки Absolut (Pernod Ricard), занявшей по итогам продаж в 2011 году второе место с показателем 10,08 млн дал. Абсолютное лидерство сохранил за собой Smirnoff (Diageo), выросший в 2011 году на 1%, до 22,23 млн дал. Возвращение Absolut в «большую тройку» стало возможным не столько благодаря росту продаж этого бренда (2,9%), сколько из-за падения опережавших его российской «Зеленой марки» (эта марка, принадлежащая CEDC, упала на 14,2%) и украинского «Хлебного дара» («Баядера групп», падение на 24%). В данную тенденцию органически вписываются и показатели польских водочных брендов, большинство из которых (Wyborowa, Sobieski, Lukusowa,Bols) потеряли за год от 10 до 20%. «На Украине после очередного повышения акциза водка стала слишком дорогой для потребителя, — объясняет тенденцию директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. — То же можно сказать и о Польше». По мнению эксперта, в этих странах население массово переходит на потребление самогона и фальсификата.

На фоне соседей российские бренды в целом показали неплохую динамику. В очередной раз выросли продажи «Пяти озер» (Алкогольная сибирская группа) — на 5,8%, до 6,03 млн дал, и «Русского стандарта» — на 4%, до 2,34 млн дал. Бренд Рустама Тарико в очередной раз попал в топ-10 самых популярных водок в категории премиум и в очередной раз приблизился к показателям марки Stolichnaya (SPI Group) — 2,7 млн дал, с которой ведет спор за звание главной русской водки на мировом рынке. Но самой главной сенсацией водочного рейтинга стал прорыв марки «Беленькая» («Синергия»). Этот бренд продемонстрировал головокружительный взлет продаж, прибавив за два последних года 153% и достигнув показателя 6,39 млн дал. Опрошенные РБК daily участники рынка и эксперты назвали такой результат удивительным и невероятным. При сохранении подобной динамики «Беленькая» в этом году может претендовать на звание водки номер один в России, опередив по объемам продаж теряющую продажи «Зеленую марку».

Бренды CEDC в новом рейтинге Impact оказались в глобальном минусе. Помимо падения «Зеленой марки» снизились продажи и «Ямской» (-12,9%), еще недавно самого быстрорастущего бренда компании. Присутствовавшие в прежних рейтингах журнала марки «Парламент» и «Журавли» и вовсе покинули списки, что, вероятно, также является отображением спада компании. «Скоро мы станем свидетелями битвы «Зеленой марки» и «Беленькой» за лидерство в России, — уверен Вадим Дробиз. — Феномен «Беленькой» заключается в простоте и понятности бренда. Это как раз то, что нужно для популярности такого простого продукта, как водка».